Есть такая профессия… - Статьи - Материалы из журнала Каталог статей - Создатели миров

Меню сайта
Главная » Статьи » Материалы из журнала » Статьи

Есть такая профессия…

 История профессии «иллюстратор книжных обложек» начинается с середины 90-х годов прошлого века. По крайней мере, в том виде, в котором она существует сейчас. В советское время яркие коммерческие иллюстрации не приветствовались. До начала 90-х я работал мультипликатором и художником-постановщиком на телевидении в Останкино. Потом, когда финансирование студии прекратилось, пришлось искать другую работу. Как раз в это время стали появляться первые коммерческие издательства (Эксмо, Центрполиграф и другие).
Все начиналось с нуля. Нужно было учиться профессии на ходу. В то время инструмент, необходимый для работы, достать можно было только с большим трудом. Красок не было.
Ватман и подрамники я доставал в Архитектурном институте. Аэрограф заказывал у подпольного мастера, в то время в Москве их делали, если не ошибаюсь, только один или два человека. Достать импортные краски тоже было трудно, покупали их тогда на рынке в Измайлово.
Что и как нужно рисовать на обложках не зал никто. Все осваивали методом проб и ошибок. В то время пока еще не было в продаже альбомов с иллюстрациями западных художников. В общем, могу сказать, что смотреть на творения своих рук того периода мне не хочется. Уж больно все коряво и наивно получалось.
 Первым издательством, с которым я сотрудничал в тот период, было «Центрполиграф». Я делал обложки ко многим известным авторам западной фантастической и детективной литературы. Работать было очень интересно. Читать тексты еще интереснее, так как раньше такого рода литература на наш рынок не попадала.
Работать аэрографом и кистью занимательно, но очень долго и неудобно. Подрамники, сканирование работ, исправление деталей и прочие проблемы не давали возможности делать быстро и оперативно. Поэтому, когда появились более-менее приличные компьютеры, я от аэрографии отказался. Пришлось осваивать новую технику. Вернулся на телевидение и работал год на выпуске новостей - попутно осваивал технику. Потом заказал свой первый компьютер и достал графический планшет. Работать стало гораздо удобнее. В своей работе я использую две программы: Photoshop и Painter. Они вполне хорошо дополняют друг друга.
Иллюстратор книг – профессия трудоемкая, сложная, нервная, много денег этим трудом не заработаешь. По крайней мере, у нас в России. Расценки для художников на отечественном рынке очень низкие. У меня была возможность сравнить. Чтобы заработать на содержание семьи иллюстратор должен вести несколько книжных серий. Делать в месяц 5 - 6 книг – это вполне нормально. Если западный художник может делать иллюстрацию в течение месяца и получить за это приличные деньги - то у нас это не возможно. Наша коммерческая книжная иллюстрация вторична по отношению к западной. Это нужно признать и принять. У нас в стране нет такой школы. Мы все самоучки, обучались профессии на ходу.
Чтобы успешно работать на рынке книжных обложек, иллюстратор должен иметь высокий уровень профессионализма, большое терпение и хорошую нервную систему. Творческие амбиции можно поставить на последнее место. Творчеством я занимаюсь на досуге. Времени на производство картинки всегда не хватает. Нужно уметь сделать качественный продукт за 2-3 дня.
 Художник не должен замыкаться в своем жанре. Нужно уметь делать все (или почти все). В издательстве Эксмо я работаю по нескольким направлениям. Это военно-техническая иллюстрация, криминальные романы, фантастика и даже женский иронический детектив. Самое приятное, конечно, делать фантастику и военную технику. Но если выбора нет, то беру все что можно.
 За последние годы очень сильно изменились отношения между художником и издательством. Раньше с художником работал в основном художественный редактор. Сейчас у руля литературный редактор и бренд-менеджер серии. Обложка превратилась в полноценный коммерческий продукт. Индивидуальность художника имеет спрос в последнюю очередь. Необходимо производить качественную, но очень усредненную продукцию. Это, конечно, печально, но здесь ничего не поделаешь.
Современный художник-иллюстратор должен иметь одно основное профессиональное качество: уметь находить компромисс между своей творческой индивидуальностью, требованиями издателя и автора и вкусами читателя. Если вам удалось сохранить это равновесие, то вы на своем месте. Если нет, то лучше заниматься чем-то другим и не портить себе нервы.
Лично для меня оформление книг – это образ жизни. Хотя многие друзья и знакомые крутят пальцем у виска (как можно иметь такую нестабильную и «несерьезную» работу). В общем, работа трудная, нервная и интересная.
Закончить можно цитатой из «Хромой судьбы» Стругацких: «Не бывает и не может быть награды за муку творческую. Мука эта сама заключает в себе награду».


Автор: Валерий Петелин (ravael)
СМ№21 2012г.
Категория: Статьи | Добавил: ravael (24.03.2013)
Просмотров: 822 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Статистика
Создатели Миров © 2010-2012 Хостинг от uCoz