Романтическая фантастика. Часть 1 - 8 Мая 2013 - Создатели миров

Меню сайта
Главная » 2013 » Май » 8 » Романтическая фантастика. Часть 1
13:51
Романтическая фантастика. Часть 1
  Мы неоднократно слышали и читали мнение мужчин-авторов о литературе, которую почему-то кто-то окрестил женской фантастикой. Не озаботившись при этом поставить всех остальных в известность, что они имели в виду - фантастику, написанную женщинами или написанную для женщин. Поэтому мы решили спросить самих авторов-женщин, пишущих в жанре, который некоторые считают несерьезным и чисто женским, что они сами думают об отношении мужчин к своему творчеству, о своем отношении к романтической фантастике и о женщинах-авторах в общем…

 Еще несколько лет назад автору-женщине было очень сложно напечатать свои произведения. Часто приходилось брать мужской псевдоним. Вы сейчас чувствуете гендерный прессинг в творчестве?

Наталья Колесова: Мне никогда не предлагали взять мужской псевдоним. Думаю, это происходит прежде с текстами, идущими в так называемые «мужские» серии: боевики, апокалиптика, космическая фантастика... Издатели предполагают, что авторы с мужской фамилией продаются лучше. Оставим это на их совести. J Мои трудности, как правило, связаны с тем, что мои книги «не вписываются» в ту или иную серию. Или редакторы придумывают такой «утешительный» ответ. :)

Скорее, с ОЦЕНКОЙ творчества. «Ну, это же ЖЕНСКОЕ фэнтези!» - самая мягкая.

Карина Демина (Нявка): Прессинга как такового нет, никто не запрещает писать о том, о чем хочется. Другое дело, что неформатную прозу пристроить гораздо сложнее, чем ту, которая вписывается в серию. А у любой серии есть целевая аудитория с определенными ожиданиями. Соответственно, здесь имеем дело не с процессом творческим, но сугубо с деловой необходимостью. И вот здесь уже появляется ряд ограничений. Мужчины-читатели имеют некоторые предубеждения, относя все, написанное женщинами, к «розовому фэнтези». Соответственно, как бы ни была хороша книга, ряд читателей пройдет мимо, если имя на обложке будет женское. Однако точно также, настороженно, отнесутся читатели-женщины к романтической истории, которая написана мужчиной.

Елена Ковалевская (Алена): Да. Причем не от читателей, а от издателей (недавно состоялся разговор с главредом одного издательства на эту тему). Поскольку для них это бизнес, который должен быть успешным, они не хотят брать кота в мешке. В данном случае «котом» является текст написанный женщиной, но «мужского содержания». Степень мужественности дамского текста опять-таки определяет издатель. Псевдоним брать не приходилось, но предложение было. Мне одно «имя» из-за занятости на работе достаточно сложно поднять, а два уже точно не вытяну.

Юлия Фирсанова: Мне кажется, женщины-авторы прочно заняли свою нишу в немалой армии писателей-фантастов. Что касается «гендерного прессинга», возможно, он существует для определенных подвидов жанра вроде «фантастического боевика», в силу того, что он традиционно предпочитаем читателями-мужчинами и воспринимается как истинно мужской жанр. Что же касается жанров, в которых пишу я, таких проблем не существует. Романтическое фэнтези - вообще женская вотчина, тут скорее писателям-мужчинам следовало бы брать женский псевдоним. А если говорить о юмористическом фэнтези, те читатели, которые предпочитают этот жанр, изначально готовы воспринимать автора, ориентируясь не столько на половую принадлежность, сколько на его стиль.

Ева Никольская, Кристина Зимняя: Прессинг - это слишком громко сказано. Конечно, авторов-мужчин, как правило, печатают большими тиражами, но это обусловлено не дискриминацией, а банальными соображениями выгоды. Читателей больше (разнополых) - больше тираж.

Надежда Кузьмина (Кысь): Честно говоря, я особенных сложностей не заметила. Хотя, может быть, тут дело в том, что первая моя книга вышла совсем недавно - чуть больше полутора лет назад, в сентябре 2011 года. Но к первому роману проявили интерес четыре издательства, так что даже был выбор.

Если говорить о прессинге, то он тот же, что и в реальной жизни. Для женщин часто, увы, границы уже, чем для мужчин. Например, в какой-нибудь альтернативке головастый попаданец может смастерить линкор за пару лет. И это воспринимается как нечто вполне законное. А когда моя Маша в «Попала!» всего-то объяснила населению Риоллеи, находящейся примерно на уровне наших 17-18-х веков, механизм мясорубки - начались жаркие споры на тему, можно ли сделать ту мясорубку? Отвечаю - можно. И точное, фигурное литьё, и токарная обработка металла, и термообработка широко применялись в реальной Европе 17-го века - тому свидетельство и пушки с затворами, и модные механические игрушки-автоматы, и часы, и литые скульптуры, и даже, пусть ещё несовершенные, пистолеты, которые в нашей реальности начали делать в Европе уже в 15-м веке. А в мясорубке нет особых требований ни к качеству металла, ни к точности сопряжения деталей. Нужна только идея.

Другой чисто гендерный нюанс - некоторые читатели, в основном девушки, спрашивают: почему героиня такая умная? Да обычная она, просто училась прилежно. Я, пока писала, специально в Сеть не заглядывала… В противоположность, спрашивать, почему умён герой-мужчина, как-то не принято.

Аналогичная история, когда речь заходит о текстах авторов-женщин - касательно войны и любви. И тут для женщин рамки тоже уже.

Елена Малиновская (m_elena): На мой взгляд, сейчас женщинам опубликоваться намного проще. Направление женского романтического фэнтези сейчас активно развивается. Это заметно хотя бы по тому, что к настоящему моменту запущены и успешно существуют такие серии, как «Романтическая фантастика» в издательстве «Альфа-книга» и «Колдовские миры» в издательстве «Эксмо», в которых традиционно публикуются преимущественно женщины.

 Традиционно романтический жанр считается прерогативой женщин. А есть ли у вашего творчества фанаты-мужчины? 

Наталья Колесова: Есть, и я могу пересчитать их по пальцам своих рук и ног. J Это те, кого я знаю. Возможно, имеются и мне неизвестные. Пусть отзовутся!

Карина Демина (Нявка): Я не так давно работаю в романтическом жанре и с читателями не настолько хорошо знакома. Поэтому - не знаю.

Елена Ковалевская (Алена): Как оказалось - есть. Неожиданно я для себя открыла, что весьма романтизированную на мой взгляд книгу «Записки средневековой домохозяйки» с удовольствием читают мужчины, причем разных возрастов.

Юлия Фирсанова: Знаете, мне очень не нравится слово фанаты, есть в нем что-то очень близкое  фанатикам, а следовательно, к бездумному и безумному, неадекватному восприятию действительности. Поэтому я предпочитаю говорить не о фанатах, а о читателях. Да, разумеется, читатели-мужчины у меня есть. Пусть их и значительно меньше, чем женской аудитории. И мне они особенно дороги своим вдумчивым отношением к книгам, готовностью рассуждать, дискутировать и строить логичные предположения.

Ева Никольская, Кристина Зимняя: Понятия не имеем. В комментариях на Самиздате иногда отмечаются и читатели мужского пола, но гораздо реже читательниц. Из этого делаем вывод, что вряд ли.

Надежда Кузьмина (Кысь): Собственно, романтика - лишь одна из составляющих того, что я пишу. И сужать только до неё жанр книг я бы не хотела. И, да, среди читателей есть люди всех возрастов и обоих полов. Хотя девушки заметно активнее в комментариях. Зато, как выяснилось, мужчины умеют писать замечательные фанфики с научно-юмористическим уклоном.

Елена Малиновская (m_elena): Я думаю, в моем творчестве все-таки больший упор идет не на любовную составляющую, а на детективную. Кроме этого, у меня есть и книги, в которых как такая романтическая линия практически отсутствует. Поэтому, смею надеяться, у меня имеются и читатели мужского пола. Уж не знаю, насколько правомерно будет их назвать фанатами.

 Выбор для произведений романтико-приключенческого жанра произошел осознанно или спонтанно?

Наталья Колесова: Второе.

Карина Демина (Нявка): Осознанно. До этого я работала в других жанрах, и в какой-то момент захотелось попробовать что-то новое. Любовная линия в том или ином виде присутствовала во всех произведениях, мной написанных, но сейчас именно ее я выдвинула на передний план.

Елена Ковалевская (Алена): Скорее «осознанно-спонтанно»: весна, тепло, душа просит романтики, и понимание - а так я еще не пробовала.

Юлия Фирсанова: Я вообще сильно затрудняюсь с определением жанра тех своих книг (цикла «Джокеры - Карты Творца»), которые издатели относят к серии романтической фантастики (подраздел фэнтези-любовный роман-юмор). Но коль причислили… Конечно, никогда не задумывалось и не  сочинялось что-то специально в рамках жанра. Мне кажется, любому творчеству должен быть присущ элемент спонтанности, или оно перестает быть творчеством и становится ремеслом.

Ева Никольская, Кристина Зимняя: Книга пишется так, как диктуют герои. А какой жанр ей можно будет присвоить, поставив финальную точку, предугадать довольно-таки сложно.

Надежда Кузьмина (Кысь): Я пишу то, что мне самой интересно. А уж что получается, то получается. Но, на мой вкус, приключенческий жанр весьма забавен. А ещё интересно создавать мир с нуля, дав волю воображению. Смотреть, как этот мир растёт, раздвигает границы. Фэнтези в этом смысле даёт полную свободу. Как писал один китайский философ: «Собак и лошадей изображать трудно, потому что люди постоянно видят и хорошо знают их, так что нарушение сходства сразу может быть обнаружено. Духов изображать гораздо легче. Духи не имеют определенной формы, их нельзя увидеть и поэтому легко рисовать».

Елена Малиновская (m_elena): Я вообще, если честно, слабо представляю, как можно осознанно выбирать то, в каком жанре ты преимущественно будешь писать. Все равно в итоге свернешь на ту стезю, которая тебе ближе и понятнее.

 Своими произведениями вы хотите читателей чему-то целенаправленно научить или истории приходят сами, и не рассказать их не получается? Перефразировав известную фразу Портоса из «Трех мушкетеров» А.Дюма - я пишу просто потому, что пишу? 

Наталья Колесова: Согласна с Портосом. :)

Карина Демина (Нявка): Вот чего я опасаюсь, так это - учить кого-то. Скорее я ставлю перед героями определенные проблемы, заставляю их делать выбор, порой очень жестокий, и уже читатели, оценивая и героев, и выбор, и последствия, делают выводы.

Моя задача привлечь внимание к вопросам и проблемам, которые интересуют меня саму. А уже дальше каждый думает за себя.

Елена Ковалевская (Алена): Скорее поделиться чем-либо, а истории приходят сами в зависимости от того, чем хочется поделиться.

Юлия Фирсанова: Никогда и никого в книгах я не поучала целенаправленно и злонамеренно, но, наверное, педагогическое образование - это диагноз. Вот и получается иногда что-то местами поучительно-нравоучительное (вроде «Рыжего братства»). Ей-богу, не со зла! J  А вообще-то я пишу не только потому, что пишу, но и для того (можете кидать тухлые помидоры), чтобы в нашем мире стало хоть немножко больше улыбок.

Ева Никольская, Кристина Зимняя: Мы не философы, не пророки и даже не филологи. Сочинять и записывать истории -  такое же хобби, как, скажем, марки собирать. А развлекательная литература призвана всего лишь развлекать.

Надежда Кузьмина (Кысь): Мне близка точка зрения «учить, играя». Персонажи растут, живут в книгах, у них своя история, проблемы, с миром и с героями что-то происходит. Хотя я стараюсь сделать этот мир максимально достоверным и по ходу написания закладываю в каждую книгу некое количество информации по естественным наукам, юриспруденции, экономике. Пища для ума нужна не менее, чем пища для сердца. А уж задумываются ли читатели о прочитанном или только считают, сколько раз герои поцеловались, - их личное дело.

Елена Малиновская (m_elena): Я думаю, в любой книге все равно будет заметна личность автора. Если автор - хороший человек, то и плохому он вряд ли научит. А если - не очень хороший, то и герои у него будут соответствующими. А истории приходят ко мне самостоятельно. Написав первую строчку главы, я порой не знаю, чем она закончится. Бывают, конечно, какие-нибудь определенные идеи, но порой, садясь за одну книгу, в итоге получаешь произведение, совершенно отличное от задумываемого.


Романтическая фантастика. Часть 2

Материал из журнала "Создатели миров" Апрель 2013 - №4(28)


Категория: Новинки книжного рынка | Просмотров: 755 | Добавил: Забатар | Теги: Колесова, Приключения, Кузьмина, романтика, Ковалевская, Никольская, Фантастика, демина, малиновская, Фирсанова | Рейтинг: 4.3/6
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Статистика
Создатели Миров © 2010-2012 Хостинг от uCoz